«Человек, его
права и свободы являются высшей ценностью», говорится в Конституции РФ. Увы, но
и через 19 лет, прошедших после принятия Основного Закона, эти слова далеки от
реальности. Права человека у нас нарушаются безбоязненно и бесцеремонно. Люди
не верят в силу закона и справедливость государства. Они страдают от произвола
чиновников, от алчности торговых организаций и различных ЖКХ, от издевательств,
охраняемых государством естественных монополий.
Речь пойдёт о газе. Вернее о новых «законных»
способах отъёма денег у населения, изобретённых газовыми чиновниками. Знаю, что
в ситуации, в которую попали мои родители, оказались десятки тысяч жителей
Липецкой области.
В августе 2012 года мы получили счёт за пользование
газом на сумму 1772 рубля. По показаниям счётчика нам поступил газ на 120 рублей. После звонка в райгаз выяснилось,
что начисления были сделаны «по нормативу», так как нашему счётчику исполнилось
10 лет, и он не прошёл поверку. О том, что счётчик нуждается в поверке раз в 10
лет, работники райгаза нас не предупредили. Кроме того, все документы на
газовое оборудование с самого начала находятся в райгазе, и сколько лет
исполнилось газовым приборам, мы не знаем. Мои родители всегда были
добросовестными плательщиками. Они не
стали выяснять отношения и 28 августа поехали в райгаз с заявлением о демонтаже
счётчика. За демонтаж-монтаж (открутить и закрутить две гайки) заплатили 1235
рублей 64 копейки. Им обещали демонтировать счётчик в течение недели. Через три
недели, так и не дождавшись работников-демонтажников, родители позвонили
начальнику райгаза. Начальник внимательно выслушал и обещал снять счётчик на
следующий день. Но сняли спустя ещё
неделю, 26 сентября. Пока происходили эти события, пришёл счёт за сентябрь. Вместо
125 рублей по счётчику (помещение по-прежнему не отапливалось) - ещё 1772 рубля
«по нормативу». 27 сентября родители
отвезли счётчик на поверку. Заплатили 386 рублей. 1 октября привезли его домой.
Счетчик
оказался исправным.
4 октября нам его установили. Опломбировать обещали в течение двух месяцев. Такой большой срок
оправдывают длинной очередью. До тех пор, пока не поставят пломбу – оплата будет
«по нормативу».
Никогда не стал бы описывать газовые страдания своих
родителей, если бы это был частный случай. К сожалению, всё не так. Когда я
пришёл в отделение Сбербанка, чтобы оплатить коммунальные услуги за август, там
шумела возмущённая толпа моих односельчан (с. Афанасьево Измалковского района).
Ругали власть и газовую монополию. Газпрому припомнили всё: и беспредельный
рост цен, и рекламу-насмешку о «национальном достоянии», и даже призыв прежнего
главы Газпрома обогревать свои квартиры кизяками тем, кому газ дорог.
12 сентября 2012 года, в самый разгар акции Газпрома
по «законному» отъёму денег у населения за непоставленный газ, в газете
«Липецкие известия» в рубрике «Жизнь и кошелёк» появилось интервью заместителя
генерального директора по реализации газа ООО «Газпром межрегионгаз Липецк»
Э.Н. Постникова. Вызвано оно было письмами негодующих потребителей газа в
редакцию газеты. Судя по интервью, в положении моих родителей оказались 75 тысяч семей – жителей Липецкой
области. Среди них много пожилых людей с
небольшими доходами. Можно представить, сколько инфарктов, инсультов, гипертонических
кризов вызвали новые счета «по нормативу» у этой категории населения. На вопрос
корреспондента газеты о том, что нужно было «предупредить людей, оповестить,
чтобы они были готовы», Постников отвечает: «По закону мы не обязаны этого
делать. Абонент должен сам следить за тем, чтобы счётчик был своевременно
поверен. Это его обязанность. Так что, если у вашего счётчика истёк срок
поверки, не удивляйтесь полученным начислениям по нормативу. Но мы всё же и
предупреждали, и оповещали. Через средства массовой информации. Кроме того, с
мая в квитанциях регулярно печатаем напоминания…».
Неизвестно в каких средствах массовой информации «предупреждали
и оповещали». Никто ничего не слышал. Абоненты помнят только телевизионную
рекламу о том, что «Газпром» - национальное достояние. Помнят из-за её
бессмысленности. Они справедливо считают, что национальным достоянием является всё-таки газ, а не «Газпром». Полезнее было бы деньги, потраченные на эту рекламу «Газпрома» направить
на именные уведомления конкретным абонентам с датой поверки их счётчиков. Причём рассредоточить эти даты равномерно по всему
году, а не загонять население в длинные очереди летом, когда можно обобрать людей
«по нормативу», не продавая им газа.
Раз в год работники райгаза проводят профилактический
осмотр газовых приборов. Конечно же, не бесплатно. Почему этим работникам не
вменить в обязанность довести до сведения потребителя наступающий срок поверки
его счётчика? Более того, почему им не снять счётчик на поверку? Но выгодно ли
это «Газпрому»?
Интервью Постникова – это интервью монополиста. «По закону мы не обязаны…»,
«Абонент должен сам…». Так разговаривать с покупателем может только
продавец-монополист. Он точно знает, что по нашим улицам проходит только его труба. Другой трубы не будет.
Цены на газ ежегодно растут на 15-25%. «Газпром» не
скрывает, что так будет до тех пор, пока его внутренние доходы не сравняются с
экспортными. Поневоле забываешь о своих патриотических чувствах и желаешь
успехов правосудию Евросоюза в его антимонопольном деле против нашего «национального
достояния». В основе разбирательства – цена на газ.
Ценовая политика монополий контролируется
государством. Наше государство – основной акционер «Газпрома». Рост цен на газ
ему выгоден. В США за счёт освоения сланцевого газа обвалились цены на газ. У нас, судя по всему, есть только одна возможность умерить аппетиты газового монополиста и остановить рост цен на газ - формировать сильное гражданское общество, с которым государство будет считаться. В противном случае, сушите кизяки, господа.
|